+7 (923) 615 55 10

+7 (3842) 67 28 08

Фокусировка и пейзаж

Опубликовано: 04.09.2018

видео Фокусировка и пейзаж

Фокусировка задней кнопкой - советы профессионалов

Фокусировка – очень важный компонент в фотографии. От точной фокусировки в конечном итоге зависит резкость всего снимка. Конечно, в некоторых случаях бывает нужна и нерезкость. Но, тем не менее,  резкость бывает нужна намного чаще.



Как правильно настроить фокусировку при работе над фотопейзажем? Вот об этом и пойдет речь в нашей сегодняшней статье. Способов наводки на резкость существует как минимум несколько. Каждый фотограф-пейзажист в том или ином случае использует разные приемы работы в этом деле. Конечно же, кто-то любит один способ фокусировки, кто-то – другой.  Мы же сегодня решили вам рассказать только о трех из них. Сразу оговоримся: все они будет хорошо работать лишь в том случае, если ваша камеру вы установите на штатив. Это нехитрое приспособление, которое в 19 веке называли треногой, перед фотографом-пейзажистом открывает огромнейшие возможности. Без штатива немыслима ночная съемка, съемка в дождь или туман, съемка на длинных выдержках и многое другое. 


7 советов по съемке пейзажа. Как фотографировать пейзаж?

Автофокус

Когда вы начинаете работу над пейзажем, достаточно часто возникает такая ситуация: объекты, расположенные на переднем плане, по которым обычно и фокусируется объектив, оказываются вне доступа точек фокусировки. Если вы работаете с фазовым типом автоматической фокусировки (через оптический видоискатель зеркального фотоаппарата), датчики чаще всего бывают сгруппированы ближе к центру кадра. А вот края кадра оказываются вне этих датчиков. А передний план пейзажа как раз и находится обычно на периферии кадра! Как же быть в таком случае?


Фокусировка — правильно и неправильно

А вот как. Первым делом переводим фотокамеру в режим покадровой фокусировки (на элементах управления фотоаппаратом он обозначается символом AF-S), а затем строим в видоискателе композицию кадра так, чтобы нужные нам объекты находились бы в центре кадра. Затем фокусируемся на этих объектах при помощи автофокуса (нажимая до половины спусковую кнопку). После этого автофокус отключаем, и повторно компонуем кадр уже так, как нам это нужно. То есть все объекты в видоискателе располагаем в задуманном месте.

Для чего тут необходимо после автофокусировки отключить автофокус? А для того, чтобы он не включался каждый раз и не занимался фокусировкой в тот момент, когда мы нажимаем на спусковую кнопку.  В противном случае нам опять придется заново перекомпоновывать кадр, настраивать резкость по центру, и опять возвращаться к нужной нам композиции. Ну а, так как наша фотокамера установлена на штативе, то делать это будет вдвойне неудобно. Тем более, все объекты в пейзаже обычно бывают статичными и никуда от вас не денутся, не убегут из кадра. Пока вы не начнете работу над следующим кадром, не смените точку съемки, перефокусировка вам не потребуется.

Ну вот. Теперь наш фотоаппарат сфокусирован именно так, как нам это нужно. Можно смело нажимать на спусковую кнопки и делать снимок. Но, тем не менее, в этом случае фокус можно подкорректировать вручную. Но тут мы рекомендуем вспомнить о том, как распространяется глубина резко изображаемого пространства относительно точки фокусировки. Она распространяется и в ту, и в другую строну от нее. То есть как вдаль, в направлении от нас, так и в нашу сторону. Стало быть, для того, чтобы рационально максимально использовать глубину резко изображаемого пространства, настраивать фокус нужно не на том объекте в кадре, который располагается ближе всего к вам, а в точке, расположенной немного за ним.

Для примера, посмотрите вот на этот кадр. Тут объектив был сфокусирован, а затем автофокус отключили и стали «ловить» в кадр волны. При этом автор несколько раз менял выдержку, то есть скорость затвора. Делал это он для того, чтобы впоследствии выбрать самый красивый и динамичный кадр. И это, похоже, у него весьма неплохо получилось!

Гиперфокальное расстояние

Автофокус при съемке пейзажа в некоторых случаях можно отключить сразу. Резкость можно наводить вручную на определенную дистанцию. Некоторые мастера фотографии даже считают этот способ наиболее корректным. Почему именно так? Причина тут довольно проста. Кроется она вот в чем. Дело в том, что при съемке пейзажа даже рациональнее резкость наводить не на какой-то конкретный объект, а добиваться максимально глубины резко изображаемого пространства.

Идеальную глубину резко изображаемого пространства очень хорошо может обеспечить наводка на гиперфокальное расстояние. Что это такое – гиперфокальное расстояние – в этой статье мы сегодня подробно говорить не будем. Почитайте об этом в других источниках. Скажем лишь, что этот способ фокусировки станет для вас простым, удобным и приемлемым лишь в том случае, если у вас имеется объектив, на оправу которого нанесена шкала дистанционной фокусировки и вы сами рассчитали гиперфокальное расстояние. Вот посмотрите, на этой фотографии изображен один из таких объективов – Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor.

Для того, чтобы это расстояние рассчитать, мы рекомендуем брать с собой на съемку смартфон, на который установлено приложение – калькулятор глубины резко изображаемого пространства. В этом приложении обычно можно рассчитать и гиперфокальное расстояние. 

Посмотрите вот на этот снимок. Он сделан с ручной наводкой на резкость по гиперфокальному расстоянию. Как вы видите, глубина резко изображаемого пространства тут просто идеальна. В поле резкости попали как трава, находящаяся при съемке буквально в нескольких сантиметрах от объектива, так и горы на фоне, до которых, возможно, несколько километров.

Live View

Этот способ предоставляет вам возможность наводить при съемке на резкость в любой области, в любой точке кадра. Как в центре, так и по всем его краям. Съемка при включенном дисплее Live View очень удобна в первую очередь тем, что позволяет фотографу видеть будущую фотографию и строить ее композицию еще до того, как снимок будет сделан. Плюс ко всему, на дисплей так же можно вывести электронный уровень. Кстати, при фотографировании пейзажа с очень низкой точки съемки компоновать кадр лучше всего именно используя режим Live View, то есть по включенному дисплею. В этом случае у вас отпадает необходимость ложиться грудью на землю для того, чтобы посмотреть в окуляр видоискателя.

Режим   Live View прекрасно работает во всех нынешних фотокамерах фирмы Nikon. У этого режима есть разве что один единственный недостаток. И пейзажной съемки он касается напрямую. Дело в том, что включенный дисплей очень быстро расходует заряд аккумуляторной батареи вашей фотокамеры. А пейзажные съемки, как известно, обычно ведут далеко от таких мест, где аккумуляторы легко подзарядить, то есть вдали от населенных пунктов. Вот поэтому экономия заряда – существенная деталь при съемках такого рода. Так что, если у вас есть такая возможность, отправляясь снимать пейзажи, прихватите с собой хотя бы один запасной заряженный аккумулятор.

Новости

rss