+7 (923) 615 55 10

+7 (3842) 67 28 08

Киевский областной институт последипломного образования педагогических кадров

УДК 91 (07) + 821.161.2 (070)

Зеленская Л.И. ,

заведующий кафедрой физической и экономической географии геолого-географического факультета Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара, доктор педагогических наук, профессор

Черевко Т.В. ,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии коммунального учреждения "Общеобразовательная школа №35" Октябрьского района. Днепропетровская

Научно-методическое обеспечение бинарных уроков географии и других учебных предметов в профильных классах

Рассмотрена структура и содержание бинарных уроков географии с другими учебными предметами. Предложена классификация бинарных уроков по видам деятельности. Для эффективного проведения бинарных уроков с целью реализации межпредметных связей сосредоточено на использовании традиционных и современных электронных средств обучения. Приведен вариант тематической карты.

Ключевые слова: бинарный урок, межпредметные связи, традиционные и электронные средства обучения, тематические карты.

Постановка проблемы. В школе бинарные уроки проводятся творчески работающими учителями. По классификации А.В.Хуторського [2] бинарные уроки принадлежат к урокам коммуникативного типа. Слово "бинарный" происходит от латинского слова "bis", что означает "двойной". Бинарный урок - это нетрадиционная форма обучения, которая имеет следующие особенности: во-первых, позволяет учащимся усвоить знания по определенному предмету и по другим наукам; во-вторых, способствует формированию познавательного интереса; в-третьих, обеспечивает обобщение имеющихся знаний, развивает умение использовать их в процессе изучения других наук. В ходе бинарного урока реализуется продуктивное сотрудничество учителей и учеников.

Анализ актуальных исследований. География по своему содержанию и сути является наукой интеграционной. Без знаний математических, физических, химических, биологических, исторических, с языков и литературы ученик не сможет объяснить в полной мере причинно-следственных, функциональных, родовое-видовых, логически-содержательных, пространственных связей и закономерностей между географическими объектами и явлениями, не сможет проанализировать их сущность, сравнить признаки, сделать обобщения и выводы. Поэтому осуществление межпредметных связей географии с другими предметами во время бинарных уроков является важным условием повышения эффективности школьного географического образования.

На первом этапе исследования по проведению бинарных уроков географии с другими учебными предметами выполнялся наукометрический анализ методической литературы по раскрытию в ней вопросы реализации межпредметных связей в процессе обучения. На основе проанализированных изданий (в частности изучались профессиональные журналы и газеты "География", "Краеведение. География. Туризм", "История", "Химия", "Химия. Биология", "Завуч" за 2004-2009 гг.) Выявлено, что география публикаций или регионы и города, из которых поступили публикации, крайне ограничены. Преимущество имеют Киевская область, среди западных регионов - Закарпатская и Львовская области, среди восточных регионов - Днепропетровская, Харьковская, Донецкая и меньше - Луганская область. Количество статей о межпредметные связи во всех номерах журналов составляла 11 наименований (2,4%), а количество публикаций о межпредметные связи в географии - всего 8 наименований (1,7%). Таким образом, сделан вывод, что в современных методических публикациях проблемам межпредметных связей внимание уделяется недостаточно.

Формулировка целей статьи. В сучасностинаявни различные способы повышения эффективности учебных занятий, в том числе школьных уроков. Для проведения учебного занятия может использоваться та или иная организационная форма. Целью представленной публикации является научно-методическое обоснование процесса подготовки и проведения бинарных уроков.

Основная часть. Напершийпогляд, бинарный урок - это двойной урок, но двойственность может трактоваться неоднозначно (рис. 1). Каждый из предлагаемых видов бинарных уроков имеет право на существование. Рассмотрим главные проблемы н ауково-методического обоснования интегрированных (бинарных) уроков. Главный вопрос, решаемых в разработке бинарных уроков, таков: как обеспечить процесс формирования у учащихся конкретного образовательного продукта? По исследованиям В.С.Безруковои Функция педагогического проектирования в целом занимает не менее 25% времени профессиональной деятельности учителя [1].

Рис. 1. Главные особенности бинарных уроков

Нет сомнений, что для эффективного внедрения бинарных уроков с целью реализации межпредметных связей необходимо сочетание применения традиционных и электронных средств обучения. Не умаляя значения традиционных методов и технологий подготовки урока, остановимся на проблемах их информационно-коммуникационной и картографической поддержки. Эффективное проведение бинарных уроков предусматривает использование наглядного (картографического) оборудования, средств ИКТ на разных этапах занятия и предварительное создание карт, способствует реализации личностно ориентированного и деятельностного подходов в обучении; сущность последнего, считаем, заключается в стимуляции учащихся к образовательной деятельности и обеспечивает им саморазвитие и самореализацию. Творческое взаимодействие учителя и ученика обеспечивает удовольствие от самого процесса обучения, интерес тем, что изучается. Такое обучение способствует привлечению к творческому сотрудничеству всех учащихся.

Урок географии нельзя провести без карты, поскольку одной из главных задач учителя географии является формирование у учащихся пространственных представлений о взаимном размещения географических объектов в пространстве, предполагает прочное закрепление в памяти школьников предусмотренных программой географических названий (топонимов, то есть географической номенклатуры ), а также усвоения знаний о расположении объектов и явлений. Знание географии названий поможет лучше понять и содержание литературных произведений, исторических событий и тому подобное. Понятно, что информация традиционной карты (стенной, текстовой или карты из атласа) достаточно быстро стареет. Кроме того, тематика имеющихся карт не всегда соответствует содержанию бинарных уроков, поэтому к таким учебных занятий нужно разрабатывать отдельные карты. Например, для проведения бинарного урока географии и украинской литературы необходима карта "Имена выдающихся украинских писателей на карте мира" с информацией о выдающихся художников: мест в разных странах мира, с которыми они связаны, указанием на время, в которое они там находились и т.п., указанием места зарубежного проживания украинских писателей, которые эмигрировали. Разработана карта о писателях за школьным курсом украинской литературе для 10 класса содержит также фотографии украинских писателей, в частности И.Багряного (1906-1963), В. Барки (1908-2003), Е.Маланюка (1897-1968), О. Ольжича ( 1907-1944), Т.Осьмачки (1895-1962), У.Самчука (1905-1987), О. Телиги (1906-1942) и других. К бинарного урока географии и истории при изучении географии Днепропетровской области разработан тематическую карту о выдающихся личностях, жизнедеятельность которых в разные исторические периоды была связана с регионом (рис.2).

SHAPE \ * MERGEFORMAT

Рис.2. Пример карты до бинарного урока географии и истории

С целью оценки эффективности бинарных уроков было проведено педагогический эксперимент. Исследовательская работы проводилась для определения значения использования специально разработанных наглядных средств обучения, их конструкций и эффективности методики их использования; для анализа проблем, возникающих в работе с традиционными наглядными средствами обучения и современными, созданными для бинарных уроков. В течение 2008-2009 учебного года в средней общеобразовательной школе № 35 Октябрьского района Днепропетровска проводился педагогический эксперимент по внедрению системы бинарных уроков в профильных 10 классах - универсальном и филологическом с углубленным изучением английского языка.

В педагогическом эксперименте было задействовано 40 учеников. На первом этапе использовалась методика предыдущих срезов, что позволило получить исходные характеристики знаний; на главном этапе определялись объем знаний, их системность, прочность, а также сознание учеников. Под объемом знаний понимали количественную их характеристику, а именно: число фактов, понятий, законов, которые усвоили ученики. Системность знаний рассматривали как понимание школьниками внутренней логики изучаемого; сознание учеников - как осознанность и умение оперировать теоретическими знаниями. Измеряли также прочность знаний, то есть способность учащихся к долговременного содержания изученного в памяти.

Педагогический эксперимент предусматривал и п опередню психолого-педагогическую диагностику учащихся, а именно: изучение типа темперамента определение типа памяти, который преобладает у каждого школьника; выяснения уровня умственного развития; установление личного отношения к обучению и способности к самостоятельному получению знаний и тому подобное.

Выводы. Бинарные уроки способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, активном, эмоциональному восприятию ими новых знаний, развития у них творческого, самостоятельного, гибкого мышления. Поэтому проведение бинарных уроков имеет оптимальный эффект в классах, в которых преобладают ученики с неустойчивым вниманием, незначительным интересом к усвоению предмета.

Для повышения эффективности бинарных уроков необходимо т еоретико-методическая и практическая подготовка учителей: на основе самообразования (методические и психолого-педагогические источники) на заседаниях методических объединений; на курсах повышения квалификации; во время подготовки и проведения уроков такого типа учителями, которые имеют соответствующий опыт работы.

Список использованных источников

1. Настольная книга педагога. Пособие для тех, кто хочет быть учителем-мастером / составители В.М.Андреева, В.В. Григораш. - Харьков: Основа, 2006. - 352 с.

2. Хуторское А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения: учебное пособие / А.В. Хуторское. - СПб. : Питер, 2004. - 541с.

Зеленская Л.И., Черевко Т.В. Научно-методическое обеспечение бинарных уроков географии и других предметов в профильных классах

Рассмотрено структуру и содержание бинарных уроков географии с другими учебным предметам. Предложено классификацию бинарных уроков по видам деятельности. Для эффективного проведения бинарных уроков с целью реализации межпредметных связей сосредоточено внимание на использовании традиционных и современных электронных средств обучения. Приведен вариант тематической карты.

Ключевые слова: бинарные урок, межпредметные связи, Традиционные и электронные средства обучения, тематические карты.

Zelenska, L. & Cherevko, T. The scientific-methodical basis of the binary geography lessons and other disciplines in type classes

The structure and content of the binary geography lessons is considered with other disciplines. Classification of the binary lessons is executed on the types of activity. A n accent is done on sharing of the traditional and electronic facilities of teaching for effective introduction of binary lessons to implement interdisciplinary connections, namely, on the process of creation and use of additional teaching funds in the form of thematic maps. The variant of map is resulted.

Key words: binary lesson, interdisciplinary communication, traditional and e-learning, thematic maps.

Похожие

Институт международных исследований
Визит проф. Ринус Пеннинкс 15-16 мая 2019 года на факультете социальных наук у нас был проф. Rinus Penninx. Ринус Пеннинкс - профессор этнических исследований в Амстердамском университете с 1998 года. В 1993 году проф. Penninx основал Институт этнических и миграционных исследований и был его
Главный вопрос, решаемых в разработке бинарных уроков, таков: как обеспечить процесс формирования у учащихся конкретного образовательного продукта?

Новости